Есть 4 основных варианта формировать зарплату преподавателей в языковой школе, детском или образовательном центре, секции или студии. У каждого есть свои плюсы и минусы.
1. Фиксированная оплата (ставка) за занятие 45, 60 или 120 мин.
Назначается обычно средней по рынку в вашем регионе. Особенности:
• предсказуемость для преподавателя
• для бизнеса хороший вариант при нормальной наполняемости групп, плохой – когда ученики ходят кое-как
• просто рассчитывать ФОТ
Рекомендую этот вариант, когда вы стабильно набираете группы одного и того же размера. Например, я работала со школой фотографии, которая запускала только группы по 10 студентов – для них это был идеальный вариант оплаты преподавателю. Кроме того, фикс за занятие отлично подходит для формата индивидуальных уроков, мастер-классов и вебинаров.
2. Фиксированная оплата за каждого ученика. Казалось бы, тот же первый вариант, только вид в профиль. Бери оплату за занятие и дели на среднее количество учеников в группе – вот и ставка за одного.
Особенности:
• зарплата преподавателя получается очень разная при 3 учениках и 8-ми. Педагоги это понимают и порой не соглашаются на такую вакансию. Есть риск заполучить себе не самых лучших преподавателей на рынке труда.
• меньше риска для собственника при низкой наполняемости групп
• нужно тщательно следить за посещаемостью, чтобы не ошибаться при расчете ФОТ. На эту задачу уже понадобится администратор
• преподаватель получает оплату только за фактически посетивших занятие учеников, поэтому у него появляется дополнительная мотивация удерживать посещаемость своих уроков на высоком уровне.
3. Фиксированная оплата за минимальную группу + надбавки за большее количество учеников
Особенности:
• нужно рассчитать величину этих надбавок, чтобы она была выгодной для бизнеса и мотивирующей для педагогов
• большая гибкость: можно назначать разные надбавки в зависимости от опыта преподавателя, его стажа работы в вашем центре, сложности группы (например, в группах подготовки к экзаменам надбавка больше)
• чуть сложнее производить подсчёты ФОТ
• такой формат, как правило, хорошо воспринимается педагогами, так как кажется им справедливым
Как видно, 3-ий вариант выгоднее для педагога при группах малой численности и выгоднее бизнесу при больших группах. А 2-ой вариант, наоборот, становится выгоднее преподавателю при хорошей наполняемости групп.
4. Фиксированная оплата + премии за выполнение KPI. Моя любимая схема.
Особенности:
• разработать действительно работающую и эффективную схему расчета KPI (ключевых показателей эффективности работы преподавателей) и премий самостоятельно без соответствующего опыта довольно сложно
• сложнее объяснить педагогам, почему они должны работать по такой схеме, почему их задача не просто вести уроки, а отвечать за определенные (вполне измеримые) бизнес-метрики
• нужно выстроить процесс фиксирования всех показателей KPI
• главное, такая схема позволяет делать проект эффективнее, прибыльнее, премировать сотрудников, которые делают свой вклад в развитие бизнеса, и отслеживать тех, кто наоборот не помогает проекту развиваться
• основное преимущество такой схемы: она дает очень хорошо зарабатывать лучшим педагогам, а значит, помогает удерживать лучших преподавателей в команде долгое время.
Важно назначать преподавателям правильные KPI:
– на которые они могут повлиять своей работой и знают, как это делать
– которые влияют на прибыльность и эффективность образовательного бизнеса
– которые можно оцифровать и однозначно измерять
Постановка KPI и расчет премии на основании выполнения этих показателей довольно сложный вопрос, который во многом зависит от бизнес-модели каждого отдельного образовательного центра, его прибыльности, формата оказания образовательных услуг и стратегических целей руководителя. Подробно этот вопрос вместе с моей авторской математической моделью расчета KPI и зарплат сотрудников я даю руководителям на своей авторской Менторской Программе в 6 модуле “Сотрудники”.
Несколько важных замечаний:
1) Можно комбинировать разные варианты оплаты. Например, в 4 варианте фиксированная оплата может назначаться по 1, 2 или 3 схеме, а сверху идти премия, зависящая от выполнения педагогом KPI. Или по одним направлениям можно работать по одной схеме оплаты труда, по другим – по другой, более удобной схеме.
2) Есть хорошее негласное правило: если в группах мало учеников, то зарплату педагога (неважно, какую схему вы выбрали) должен окупать 1 ученик. Т.е. при стоимости занятия в абонементе 600 руб. в минимальной группе (для многих центров это 2-3 человека) зарплата педагога не должна превышать 600 руб. за занятие.
3) Средняя зарплата преподавателя должна коррелировать с рынком труда в вашем регионе. А вот больше получать может действительно “выдающийся” преподаватель: например, тот, кто выполняет поставленные KPI (схема 4) или у кого в группах стабильно высокая посещаемость (схемы 2 и 3).
4) Суммарный ФОТ в образовательном проекте (включая зарплаты всех подрядчиков и всех сотрудников в штате) не должен превышать 30% от суммарной выручки проекта.